Максим Попов
Украинцы провожают своих героев в последний путь на коленях. Почет и вечная память — самое малое, чем мы можем отблагодарить военных, ставших на защиту территориальной целостности и неприкосновенности нашей Родины, мира в каждом доме. Чествование погибших происходит по большей части локально — силами родных и небезразличных людей: проводятся памятные мероприятия, обустраивают мемориальные доски, рассказывают журналистам истории героев. Но в Украине есть принципиально важный и единственный в своем роде проект сбора и систематизации информации о погибших бойцах — «Книга пам’яті полеглих за Україну» (memorybook.org.ua). Создан он не государственными профильными ведомствами, а волонтерами, которые силами небольшой команды выполняют колоссальный объем работы.
Открыв виртуальную книгу, можно увидеть фотографии погибших украинских офицеров, солдат и бойцов добровольческих батальонов, узнать о месте и обстоятельствах смерти, данные о наградах, а также о местах захоронения. Героев можно найти в списках силовых ведомств, где они служили, или на карте Украины, где показано количество погибших из разных областей. Каждый желающий может принять участие в редактировании книги: изменить данные или фото, добавить к спискам погибшего, опубликовать воспоминания или важные подробности.
Автор проекта — Максим ПОПОВ, директор представительства немецкой обойной фабрики «РАШ» в Украине. «Книгою пам’яті» занимается в свободное от работы время и абсолютно на добровольных началах. До этого делал проект, посвященный Небесной Сотне. «День» расспросил его подробнее о так необходимой для украинцев, но скорбной инициативе «Книга пам’яті».
— Как и когда возникла идея создания проекта?
— «Книга пам’яті загиблих» возникла в июле 2014 года. Для меня это стало своеобразным продолжением работы в «Поисковой группе» событий февраля двухгодичной давности. Мы занимались сбором фактов и формированием хода событий о гибели ребят на Институтской. Но где-то в июне 2014-го весь доступный на тот момент фактаж был уже собран, и возникла какая-то пустота. Вроде бы работа закончена, но нужно продолжать деятельность, потому я решил, что я должен что-то делать для войны (то есть для победы), которая на то время уже началась. Мои друзья пошли в волонтеры, другие — в войско… А я решил и дальше заниматься «смертями» (простите за такой термин). На то время были только сотни погибших, кто же знал, что счет пойдет на тысячи, и, к сожалению, имен в Книге становится все больше.
— Какую цель вы ставили себе?
— Основная цель — никто не должен быть забытым. Хотя это вроде бы советский лозунг, но он полностью отображает цель замысла. О каждом павшем за Украину должно знать общество. Поэтому, кроме сухой статистики (кто, когда и как), на страницы погибших мы понемногу добавляем и биографию, и воспоминания, и фотографии, и все, что так или иначе связано с погибшим, — открытие мемориальных знаков, переименование в честь погибших улиц, посмертные или прижизненные награждения, документальные видео, ссылки в интернете.
— Как идет процесс сбора информации?
— Это трудоемкая работа со многими составляющими. К сожалению, в Украине и до сих пор нет какого-то единого реестра павших на этой войне. Есть отдельные реестры на сайтах НГУ, ГПСУ и МОУ. Но кроме них, есть много формирований, которые защищают Украину, — такие как ДУК, Грузинский легион, добровольческие подразделения, волонтеры и другие. Поэтому информацию мы также узнаем из социальных сетей, Википедии, от родственников, сайтов ОГА и РГА, от общественных организаций, побратимов. В настоящее время получаем значительную информационную помощь от Национального военно-исторического музея, с которым сотрудничаем с сентября 2014 года. После внесения информации в Книгу мы пытаемся связаться с родными или побратимами для окончательного корректирования данных о погибшем.
— К проекту может приобщиться каждый желающий. Как вы оцениваете активность людей, много ли желающих? Как предотвратить возникновение ошибок в «Книзі пам’яті загиблих»?
— Безусловно, к проекту может приобщиться каждый желающий. Я получаю письма с предложениями о помощи, но довольно редко. Хотя команда проекта уже давно сформирована, поэтому я не жалуюсь на пассивность людей. Мы пытаемся верификовывать данные из максимально большего количества источников. Фото погибших обычно ищем на страницах в социальных сетях или на страницах ОГА или РГА, в ленте новостей, когда сообщается о захоронении. Во-вторых, надеемся на семьи или боевых товарищей. Если фото плохого качества — пытаемся потом заменить, то есть идет процесс постоянного совершенствования.
Биографические данные обычно проверяем по базам данных граждан Украины, которые существуют в сети. Или опять-таки — на официальных сайтах местного самоуправления. Обстоятельства гибели — наиболее сложный для проверки пункт, поскольку иногда даже официальные реестры не имеют такой информации, и, опять же надежда только на побратимов погибшего.
Место захоронения проверяем по сайтам ОГА и РГА, а затем еще по сайтам кладбищ. Также отправляем волонтеров, которые помогают проекту в фотографировании могил, потому что в том числе наша цель — добавить фотографии памятников на местах захоронения. Награждения — на сайте Президента Украины и ОГА. Подразделения и военные звания — реестры на сайтах ГПСУ, НГУ и МОУ. Хотя, к сожалению, и там много ошибок, а иногда информация даже отсутствует, потому в нашей Книге на данный момент есть 26 погибших, чьи подразделения нам не известны.
— «Книга пам’яті» — это полностью волонтерский проект? Сколько сейчас людей обеспечивают его функционирование?
— Да, полностью волонтерский. Мы не принимаем участия ни в каких организациях, фондах, обществах или программах, не получаем никакой финансовой помощи. Это наша принципиальная позиция. Сейчас над Книгой работает авторская команда в составе пяти человек, и два человека нам активно помогают.
Несколько человек нам помогали на определенных этапах зарождения и существования Книги — все их фамилии есть на главной странице веб-сайта «Книга пам’яті».Анастасия РУДЕНКО